СТУДЕНТЫ ПРОГРАММЫ:
ЕКАТЕРИНА ЛЕДЕНЕВА
Второкурсница Екатерина Леденева рассказала, почему поступила на «Разработку программного обеспечения», какие учебные дисциплины оказались самыми полезными, и чем она занимается в рамках магистерской диссертации.
— Ты окончила бакалавриат на матмехе СПбГУ. Как выбирала магистратуру и почему остановилась на программе «Разработка программного обеспечения» в Университете ИТМО?
— Впервые об этой магистерской программе я узнала из объявления, висевшего в офисе JetBrains «Таймс», куда я ходила на семинары по машинному обучению в области программной инженерии. Я ознакомилась с программой курсов на сайте магистратуры и нашла в ней интересные мне предметы: их или совсем не было в бакалавриате, или рассказывали, на мой взгляд, недостаточно глубоко. Еще я расспросила о процессе обучения одного из студентов. Его рассказ подтвердил мои ожидания, и я решила попробовать сюда поступить.

Помимо ИТМО я также подавала документы на магистерские программы ВШЭ и матмеха СПбГУ. Но после того, как получила положительный результат вступительного экзамена, решила дальше не участвовать в конкурсах на другие образовательные программы.
— Какие ожидания у тебя были от программы? В чем в итоге они совпали с реальностью, а в чем разошлись?
— Моя цель в магистратуре — восполнение пробелов в знаниях и изучение новых языков программирования. Мои ожидания оправдались: хоть некоторые предметы уже были у меня в бакалавриате, здесь их рассказывают намного подробнее. За полтора года я успела с нуля изучить Java и Kotlin, а также сильно углубиться в C++ и Python.

Также я хотела найти «свою» сферу в программировании. Магистратура в этом хорошо помогает: каждый семестр надо участвовать в исследовательском проекте и можно пробовать себя в разных областях. Я пока не определилась с конкретной сферой, но поняла, что промышленная разработка мне нравится больше, чем исследовательские задачи.
— Какие из пройденных курсов тебе больше всего понравились и показались самыми полезными? Почему?
— Больше всего мне понравились «языковые» предметы, такие как Java, C++ и др. На этих курсах дают интересные домашние задания, а также мы получаем подробные ревью кода от преподавателей, что очень важно при обучении программированию.

Ещё мне был очень полезен курс параллельного программирования, так как до этого я имела о нем довольно поверхностное представление. Классно, что задания на параллельное программирование также давались и на других предметах. Это позволяло лучше усвоить материал и увидеть, как теоретические идеи реализуются в разных языках программирования.

Также мне понравились курсы по алгоритмам и дискретной математике, которые читали в первых двух семестрах. На этих предметах можно было освежить и хорошо структурировать свои знания теории. Темы, которые нам рассказывали, часто спрашивают на собеседованиях.
— Где ты проходила летнюю стажировку и чем на ней занималась?
— Я проходила летнюю стажировку в JetBrains Research. Занималась разработкой плагинов к ROS и Gazebo для генерации датасетов для задач компьютерного зрения: надо было генерировать траектории полета в виртуальной сцене и делать снимки с заданными параметрами камеры. На стажировке я осваивала ROS, использовала Blender для создания виртуальных сцен, плагины писала на Python и C++. Я пошла на этот проект, потому что знала нужные языки и хотела познакомиться с новыми технологиями.
— А какой темой ты занимаешься в рамках магистерской диссертации? Расскажи о ней в двух словах.
— В рамках магистерской диссертации я продолжаю тему летней стажировки. Я занимаюсь генерацией виртуальных сцен по реальным полигонам: реконструкцией модели, текстур, освещения. Такая генерация может использоваться в соревнованиях автономного транспорта или в учебных курсах для того, чтобы студенты тестировали свои решения в виртуальной среде, близкой к реальным данным.
— Что ты можешь посоветовать абитуриентам, которые собираются поступать на «Разработку программного обеспечения» в этом году?
— Абитуриентам я советую изучить материалы для подготовки на сайте программы. В частности, прочитать книги, указанные в списке теоретических вопросов. Я при подготовке к поступлению читала главы, относящиеся к конкретным вопросам, и решала задачи в конце глав. Скорее всего вы обнаружите, что многие темы уже забылись, так как большую их часть проходят на первых курсах бакалавриата.

Также может быть полезно пройти онлайн-курсы на Stepik, особенно если в бакалавриате вы не изучали какие-то из перечисленных тем. Но сама я этого не делала: мне оказалось достаточно прочитать книги, так как на матмехе СПбГУ я получила довольно сильную теоретическую базу и по математике, и по программированию.

После сдачи вступительных испытаний советую хорошенько отдохнуть, потому что впереди вас ждут два года интенсивной работы практически без перерывов.